Живые души сквозь заклеенные крест-накрест окна…

Знаете ли вы, что узор «Кобальтовая сетка», украшающий фаофоровую посуду ваших бабушек, мам, возможно, вашу собственную, символизирует пережитую лениградцами блокаду? Орнамент воплощает героическую победу духа, чистоту русского народа, святость посредством переплетения синих ниточек с золотыми «защипами» на белоснежном фоне.

Узор, вдохновленный войной

Благодаря художнице Анне Адамовне Яцкевич Императорский фарфор приобрел особую утонченность и глубокий философский смысл – фирменный орнамент, а также логотип (фирменный вензель) Ломоносовского фарфорового завода придумала эта хрупкая девушка в 1944 году.

Она любила родной Ленинград, не покидала город в самый тяжелый период, потеряла любимых маму, сестру, которые, как многие, умерли от истощения, холода. Поначалу Анна помогала покрывать морские судна специальной краской с целью маскировки. По дороге домой она как-то заметила удивительной красоты отражение прожекторных крестов в заклеенных по диагонали окнах.

Геометрическое чудо, паутинка, запомнилась художнице. После окончания войны Анна Яцкевич продолжала работать на предприятии. Каждый раз раписывая в самобытной манере фарфоровые изделия, она вспоминала ушедших близких – золотые звездочки являлись то ли олицетворением их душ, запечатленных на холодном небе, то ли непоколебимой веры.


Анна Адамовна стала соавтором легендарного творения — торжественной вазы «Победа», приуроченной первой годовщине победы СССР во Второй Мировой войне. Первый чайный сервиз «Тюльпан», декорированный кобальтовой сеткой (1945), полюбился народу.

Мастера впечатляла знаменитая посуда Елизаветы Петровны, украшенная кобальтовой вязью, особенно, ансамбль «Собственный» (середина 18 века, автор – Д.Виноградов).

Волшебный карандаш 
Как-то раз руководство завода получило из Италии заказ – новые карандаши «Сакко и Ванцетти», стержнем которых служила краска. Единственный работник, кто оценил свойства нового художественного инструмента, была Яцкевич. Свое детище — комплект «Кобальтовая сетка» (сегодня гордость фарфоровой коллекции Русского музея) — она раписала именно этим карандашом. С 1950 года сервиз — лидером продаж. Талантливого автора наградили орденом Красной звезды. Ее ученица Ольга Долгушина усовершенствовала роспись; фарфоровые заготовки стали снабжаться миниатюрными «ямочками», чтобы узор можно было наносить точно — подобно трафарету.


Признание настигло Анну Адамовну посмертно: блокадный стресс, безусловно, укоротил ее жизнь.

Художественные предпочтения Президента
На Всемирной выставке фарфоровых изделий (Брюссель, 1958) ансамбль «Кобальтовая сетка» завоевал золото за оригинальный символический узор, изящную форму. «Блокадный» орнамент стал не только отличительным знаком легендарного прдприятия, а символом мира, возрождения, чистого неба над головой. Сервизы, расписанные изысканной сине-золотой паутинкой, любит глава нашей страны Владимир Путин, а также его высокопоставленные гости со всего мира: посуда с историей – это больше, чем просто посуда…

 

Комментарии закрыты.

Комментарии закрыты.